Автоматика электростанций
Дата публикации: 21.04.2021
Блок автоматики дизель — генераторной установки (ДГУ) предназначен для автоматического резервирования электроснабжения потребителей путем переключения между основной питающей сетью (ОПС) и резервной питающей сетью (РПС).
При нарушениях в параметрах ОПС (например, «обрыв фазы» или «перекос фазы»), блок автоматики выдает команду на запуск дизель-генератора , после выхода ДГУ на номинальный режим работы подключается нагрузка потребителя. Блок автоматики продолжает контролировать параметры ОПС и РПС. Если через некоторое время контролируемые значения основной питающей сети восстановятся, блок автоматики в течение некоторого интервала времени (программируется) контролирует параметры ОПС и, если они в норме, отключает потребителя от РПС и переводит на питание от ОПС. Дизель-генератор продолжает работать в режиме охлаждения, а после охлаждения выдается команда на остановку дизеля.
При отклонении контролируемых параметров в работе самого дизель-генератора происходит остановка дизеля и загорается соответствующая индикация аварии. Блок автоматики позволяет следить за падением уровня или давления масла, повышением температуры охлаждающей жидкости, изменение числа оборотов двигателя.
Состав блока автоматики дизель-генераторной установки:
-
программируемый контроллер;
-
два контактора автоматического включения резерва (АВР) с электрической и механической блокировкой от одновременного срабатывания;
-
зарядное устройство аккумулятора;
-
автоматы защиты;
-
подогреватель охлаждающей жидкости (масла).
В блоке автоматике дополнительно могут размещаться счётчик моточасов, различные таймеры, система для управления удалёнными дизель-генераторами.
Блоки автоматики и контроля имеют возможность подключения как к однофазной, так и к трёхфазной основной питающей сети.
Для пользователей обычно предоставляется следующие возможности:
-
программирование и контроль значений верхней и нижней границы напряжения ОПС;
-
программирование и контроль значений верхней и нижней границы напряжения и частоты, выдаваемого генератором.
-
контроль состояния аварийных датчиков давления масла и температуры охлаждающей жидкости во время работы дизель-генератора;
-
контроль состояния аккумулятора;
-
программирование и контроль значения верхней границы постоянного напряжения, выдаваемого генератором зарядки;
-
индикация обрыва ремня зарядного генератора;
-
подключения трёх дополнительных дискретных аварийных входов, а также кнопки аварийной остановки;
-
контроль, отображение и программирование значений токовых нагрузок генератора;
-
автоматической синхронизации и параллельной работы с сетью;
-
сброс нагрузки в аварийных ситуациях.
Блок автоматики может подключаться к любой дизельной или любой бензиновой генераторной установке. Единственное требование к установке — наличие электрического или пневматического стартера.
Степени автоматизации. ГОСТ 14228-80
1.
На двигателях отвечающих 1-ой степени автоматизации, должен выполняться следующий минимум операций:
-
автоматическое регулирование частоты вращения;
-
автоматическое регулирование температуры в системах охлаждения и (или) смазки;
-
автоматическое регулирование напряжения (для дизель-генератора);
-
местное и (или) дистанционное управление пуском, остановом, предпусковым и послеостановочными операциями, а также частотой вращения (нагружением) и реверсированием;
-
автоматический подзаряд аккумуляторных батарей, обеспечивающих пуск и (или) питание средств автоматизации (при электростартерном пуске);
-
автоматическая аварийно-предупредительная сигнализация и защита.;
-
индикация значений контролируемых параметров на местном (дизельном) щитке и (или) на дистанционном пульте;
2. На двигателях отвечающих 2-й степени автоматизации, помимо операций, указанных в п.1, должно обеспечиваться выполнение следующих операций:
-
дистанционное автоматизированное и (или) автоматическое управление пуском,
-
остановом , предпусковым и послеостановочными операциями;
-
дистанционное автоматизированное и (или) автоматическое управление частотой вращения (нагружением) и реверсированием при его наличии;
-
автоматический приём нагрузки при автономной работе или выдача сигнала о готовности к приёму нагрузки (для дизель-генератора);
-
автоматизация совместной работы двигателей, в то числе автоматический приём нагрузки в ходе синхронизации при параллельной работе дизель-генераторов между собой или с внешней сетью;
-
автоматическое поддержание двигателя в готовности к быстрому приёму нагрузки;
-
автоматическое регулирование вязкости тяжелого топлива и автоматизированное управление переходом с одного вида топлива на другой;
-
автоматизированный экстренный пуск и (или) останов;
-
исполнительная сигнализация.
3. На двигателях, отвечающих 3-й степени автоматизации, помимо операций, указанных в п.2 , должно обеспечиваться выполнение следующих операций:
-
автоматическое пополнение расходных емкостей: топлива ,масла, охлаждающей жидкости и сжатого воздуха;
-
автоматизированное и (или) автоматическое управление вспомогательными агрегатами и (или) отдельными операциями обслуживания двигателя.
4. На двигателях , отвечающих 4-й степени автоматизации, помимо операций, указанных в пп. 2 или 3 , должно обеспечиваться выполнение одной или нескольких дополнительных операций:
-
централизованное управление двигателем с помощью управляющих машин;
-
централизованный автоматический контроль;
-
автоматизированное и (или) автоматическое техническое диагностирование состояние двигателя в целом или его отдельных частей.