Промышленное и строительное оборудование для предприятий Екатеринбурга и УрФО

Екатеринбург 10:00 - 18:00

+7 (343) 319-51-27(26)+7 (343) 380-53-64

Классификация и характеристики мотопомп

Дата публикации: 21.04.2021

Мотопомпы помогают нам бороться с водой на улицах и строительных объектах, помогают устранять последствия аварий и тушить пожары. По своей сути, мотопомпы являются обыкновенными насосами, только с бензиновыми или дизельными двигателями, сильно расширяющими их возможности.

ВИДЫ МОТОПОМП

По типу насосной части мотопомпы делятся на:
- центробежные
- мембранные (диафрагменные).

По применению можно выделить следующие их виды.

Мотопомпы для работы с чистой и слегка загрязненной водой. размер частиц, которые могут попадать в такую мотопомпу вместе с жидкостью, – до 8 мм. Как правило, это компактные бытовые мотопомпы производительностью 6-7 м3 воды в час, оснащенные двухтактным двигателем. Впрочем, есть и более производительные, способные перекачивать до 120 м3 воды в час, оборудованные надежным четырехтактным двигателем профессионального класса с большим моторесурсом.

К этому виду относятся пожарные мотопомпы– устройства для создания сильной струи воды. Они используются для работы с чистой или слегка загрязненной водой, для тушения пожаров или размыва грунта. Еще не так давно в этих целях применялись в основном дорогие зарубежные модели, но в последние годы производство пожарных мотопомп наладили и в нашей стране.

Мотопомпы для перекачивания сильнозагрязненной жидкости, воды с песком, мелкими камнями, щебнем. Размер твердых примесей, которые способны пропускать фильтры-сетки таких мотопомп, – до 25 мм. Их внутренний рабочий корпус имеет покрытие из нержавеющей стали, а в случае повреждения его можно легко заменить или почистить. Рабочее колесо выполняется, как правило, из твердосплавных материалов. Мотопомпы для сильно загрязненных жидкостей более габаритные и тяжелые по сравнению с рассчитанными на чистую воду. Они могут весить до 100 кг и больше.

Мотопомпы для работы с агрессивными жидкостями – щелочами, морской или соленой водой, а также для густых и вязких жидкостей. Комментарии здесь излишни – очевидно, что такие агрегаты изготавливаются из материалов, стойких к воздействию агрессивной среды.

Современные мотопомпы, как правило, в силу конструктивных особенностей не способны перекачивать очень горячие жидкости.

ТИПЫ ДВИГАТЕЛЕЙ

С центробежными насосами, приводимыми в действие электрическими двигателями, мотопомпы имеют одинаковую конструкцию рабочей системы, но отличаются наличием бензинового или дизельного мотора.

Главное преимущество двигателя внутреннего сгорания – полная автономность. Мотопомпы могут работать там, где нет электричества. Однако с этим связаны и недостатки – шум во время работы и наличие выхлопных газов. Двигатели для мотопомп обычно имеют малые габариты при довольно больших мощности и ресурсе работы.

Мотопомпы с бензиновыми двигателями (бензиновые мотопомпы) дешевле дизельных, но стоимость топлива для них выше. Их моторесурс, по сравнению с дизельными мотопомпами, ниже. Бензиновые двигатели используются в основном для маломощных насосов производительностью до 2000 л/мин. Дизельные двигатели производительнее и экономичнее бензиновых. С любым типом двигателя механизм насоса не в состоянии перекачивать воздух. «Сухой» старт может привести к тому, что колесо будет крутиться вхолостую, что послужит причиной перегрева, поэтому перед запуском двигателя следует наполнить рабочий объем жидкостью. Хотя теперь выпускаются помпы, которым не требуется заполнение жидкостью, – они сразу вступают в работу. Если приходится часто выключать мотопомпу, для того чтобы облегчить повторный старт, нужно установить обратный клапан на конце всасывающего шланга. Тогда вода не будет вытекать из рабочей камеры.

ВАЖНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Главная характеристика мотопомпы – производительность. Диапазон выбора достаточно велик – от небольших аппаратов, способных откачивать воду в незначительных количествах, до агрегатов производительностью 120 м3 в час и выше, которые могут осушить водоем среднего размера.
При выборе мотопомпы используются также следующие характеристики: Условный диаметр прохода. Наиболее распространенные типоразмеры: 1 дюйм (25 мм), 2 дюйма (50 мм), 3 дюйма (80 мм), 4 дюйма (100 мм).

Напор. Как правило, мотопомпам для откачки жидкостей большие напоры не требуются и для них этот показатель составляет 25-35 метров. Если насос используется в качестве удаленного источника водоснабжения, следует учитывать, что на 10 метрах длины горизонтального трубопровода теряется примерно 1 м напора. У пожарных мотопомп напор составляет примерно 50-60метров.

Глубина всасывания. Средняя максимальная глубина всасывания у мотопомп – 7-8,5 метров. Большинство современных мотопомп – самовсасывающие и для первоначального запуска достаточно заполнить водой только корпус насосной части, после чего мотопомпа произведет забор воды пустым всасывающим шлангом. Причем, как правило, этот показатель соответствует нижней отметке. Обычно 8,5 метров – максимальная глубина, с которой может поднять воду самовсасывающая мотопомпа. Поэтому оптимальное место для насоса – невысоко над поверхностью воды. Для того чтобы улучшить глубину всасывания, надо установить эжектор – специальное устройство, которое опускают в воду вместе со шлангом. При работе часть поднятой жидкости будет поступать по дополнительному шлангу обратно, повышая тем самым давление на входе.

Потери во время передачи воды. Этот показатель зависит от гидравлического сопротивления в трубопроводах, соединениях, кранах, в том числе от шланга. Чем шире шланг, тем меньше его гидравлическое сопротивление. Шланг с гофрированной внешней поверхностью более прочный, но внутри он должен быть гладким. В противном случае гофрированная внутренняя поверхность будет ухудшать напор, и, кроме того, такой шланг менее долговечен. Следует также побеспокоиться о том, чтобы рукав был достаточной длины – откачиваемая вода должна выливаться на удаленном расстоянии, иначе на следующие сутки она может просочиться в яму вновь. Кстати, если конец заборного шланга находится очень близко к поверхности воды, во избежание гидравлического удара нельзя допускать, чтобы в него попадал воздух. Иначе можно повредить лопасти колеса.